Часть 1: Где и под какие задачи искать хороших копирайтеров
Последний год мы начали писать действительно много текстов (миллионы символов в месяц) и я хотел бы резюмировать свой опыт в одном посте. Здесь будет и про биржи, и про фрилансеров, и про студии – мы пробовали всё и сделали полезные выводы.
1. В каких случаях стоит заказывать тексты на биржах копирайтеров?
а) Когда вам нужно сэкономить 30-50% бюджета от цены в студиях и вы готовы ради этого тратить своё время на менеджмент копирайтеров.
б) Когда у вас не горят сроки и вы готовы неделями ждать тексты, пробуя разных авторов.
в) Вы готовы к тому, что на проверку текстов и правки у вас есть 3-5 дней, а потом вы 100% должны принять тексты.
г) Только если у вас достаточно популярная общая ниша.
д) Если вам нужно сходу дать в работу 100-200 статей и ни одна студия не покрывает такие объемы.
2. В каких случаях биржа вам не подойдет?
а) У вас много мелких текстов (на 200-500 слов).
Проблема в том, что авторам ведь надо вникнуть в ТЗ и углубиться в нишу. Когда сотрудники на ЗП в студии – им пофигу что делать и они выполнят всё. А когда копирайтер сам выбирает себе заказы, он большей вероятностью возьмет заказ на 2-3 тысячи слов, чем на 200-300 слов. Во втором случае усилия не окупятся.
б) У вас любая не популярная ниша.
Если вашу нишу не осилит мамочка в декрете (при всем уважении к мамочкам в декрете), то не рекомендую идти на биржи.
в) Вам надо гарантировано получить тексты в срок.
Здесь, в отличии от студий и своих копирайтеров, всё зависит от везения. Из 100 текстов, которые мы заказывали, половина всегда получала просрочку или вообще отказ от работы. Это не проблема, когда сроки не горят, но у нас было чаще всего наоборот.
г) Когда вы даете им сложные ТЗ, редполитику и гайдлайны.
Просто забудьте. Зачем автору напрягаться и читать 20 страниц вашей редакционной политики, если он может взять задачу с минимальным ТЗ, быстро вникнуть и сдать?
Даже наши ТЗшки находятся на грани дозволенного в плане копирайтеров с бирж и большинство не хотят с ними работать, либо сильно повышают цену.
Мы после года мучений полностью отказались от работы с биржами.
3. Где искать отдельных авторов и в каких случаях с ними работать?
Если бы я развивал небольшой сайт в одной нише, то искал бы одного автора. Есть минусы в плане скорости работы и зависимости от конкретного автора, но плюсы перевешивают.
Главный плюс – вы затачиваете автора под своё ТЗ и с каждым текстом будет уходить меньше времени на правки и разговоры.
Минусы – со временем он поднимет цену на 30-100% (и вы согласитесь), через год-два он выпишется и либо сильно потеряет в качестве либо вообще прекратит работу в нише.
Мой топ по местам для поиска отдельных копирайтеров:
1. Группы в Фейсбуке – потому что там сейчас обитает больше всего народу.
2. Форумы – потому что там сохраняются отзывы и можно проверить историю копирайтера.
3. Телеграм чаты и каналы – там большая активность, но вы точно заплатите больше, чем платили бы человеку, которого нашли на Фейсбуке.
4. Личные рекомендации – хороший способ, но самый дорогой, в несколько раз выше рынка.
5. Обычные сайты по поиску работы – это 100% самый дешевый способ, можно находить авторов за копейки, но это поле выжигают региональные студии и шансов у вас там немного. Потому что студии ведут поиск постоянно: в небольших студиях это делают – владельцы, в больших – рекрутеры.
4. В каких случаях работать со студиями?
Здесь всё просто: вы платите х2, зато получаете меньше геморроя, больше качества и стабильность.
И всё зависит от ваших масштабов: когда я сам был фрилансером и вебмастером одиночкой, я запаривался и по всем услугам искал фрилансеров.
Сейчас же времени на лишний микроменеджмент нет, а ресурсы на то, чтобы себя от этого избавить – есть. Поэтому дизайн и прочие услуги заказываю в студиях.
ГЛАВНОЕ: первое, с чего вы должны начинать работу с текстами – это поиск пруфридера/редактора.
Запомните это как святую истину и не отклоняйтесь. Телеграм уже режет пост, поэтому следующую часть посвящу именно этому.
Часть 2: Семь раз отмерь, один раз уволь
Прошлый пост я закончил мыслью о том, что вначале любого процесса по текстам должен быть пруфридер. Давайте поговорим об этом подробнее.
Важно: каждый текст копирайтера нужно полностью читать!
Меня часто спрашивают как автоматизировать проверку текста, чтобы закинуть тексты в условный джаст-меджик, копирайтли или сео-серфер и на выходе получить полные рекомендации по правкам и оценку текста. Ответ – никак, это абсолютно невозможно.
Если вы работаете с копирайтером и в его текст никто не вчитывается, то он либо уже пишет говно, либо перейдет на этот уровень в ближайшее время.
И проблема может быть не в его желании выдавать такое качество, а просто в его компетенциях (но чаще всего всё-таки проблема в желании).
Что именно надо проверять в текстах и кто это должен делать?
1. Орфографию и грамматику – ошибки в словах, в формировании фраз и предложений.
2. Лексику и LSI – использует ли копирайтер тематические слова, слэнг, синонимы.
3. Соответствует ли текст задаче, которая стояла в ТЗ (копирайтер делает обзор казино и зачем-то пишет о вреде азартных игр).
4. Правильность вписывания ключевых слов – количество, качество, форма, распределение по тексту, подводки.
При это надо понимать, что мы в ТЗ уже прописали всё самое сложное и важное:
- полную структуру текста h2-h4
- объем всего текста и отдельных подзаголовков
- ключи и их приоритетность
- мета
- LSI
- примечания по основным абзацам: что писать, куда направлять, источники
Кто проверяет тексты?
- Пункты 1 и 2 проверяет редактор либо контент-менеджер с филологическим образованием.
- Пункты 3 и 4 (и LSI) обязательно должен проверять SEO-специалист.
В нашем случае именно так и происходит. Причем текст в итоге проверяет тот же сеошник, который делал это ТЗ копирайтеру. Взаимодействие происходит гораздо качественнее, так как сеошник прорисерчил эту тему и уже знает что копирайтер может упустить и на что обращать внимание при проверке.
Пруфридинг пруфридера
Если с русским (да и английским) языком вопросов нет и на рынке без проблем можно найти людей, которые будут пруфридить тексты, то с любыми другими языками – большие проблемы.
Любое новое ГЕО мы начинаем с двойного поиска пруфридера: сначала находим человека, который будет проверять копирайтеров, а потом проверяем этого пруфридера с помощью нейтивов.
Парочка ярких примеров: что будет, если не проверять пруфридера.
1. Японский язык
Находим препода японского языка в лучшем университете города. Отдаем его текст японке. Ее ответ: этот текст настолько плохой, что Гугл переводчик, скорее всего, справился бы лучше.
2. Немецкий язык
Русскоязычная копирайтерша обещала, что ее текст проверяет немецкий пруфридер. После первого же отвратительного текста спросил, а кем работает этот немецкий пруфридер? Ответ – дальнобойщиком.
3. Испанский язык
Нашел в своем городе девочку, которая полжизни прожила в Испании и училась там на филолога. Когда я решил ее перепроверить с помощью нейтивов, оказалось, что она упускает 80% ошибок. Пришлось прощаться.
Нужно ли затачивать копирайтеров под свою нишу?
Я предпочитаю затачивать под нишу тех, в кого я вкладываюсь на долгосрок и кто сидит у меня в офисе. А это сеошники.
С копирайтерами и пруфридерами сложнее, потому что задачи всё время меняются. Сегодня пишем на немецком языке, а потом год не пишем. Также с испанским и другими.
Сегодня копирайтер пишет крутые тексты и ты вкладываешься в его обучение, а завтра он пропадает на полгода или уходит в декрет. Сложно.
Я видел крутейших пруфридеров, которые берут по 110$ за 1000 слов, отлично разбираются в гембловых нюансах, и дают правки фантастического уровня. Но это большая редкость и исключение.
Мне кажется, что гораздо проще обучить этому сеошника и потом уже распространять его экспертизу на отдел контента.
Выводы: если вы не проверяете тексты в несколько этапов, значит на большом отрезке гарантировано потеряете в качестве. Стройте процесс сами либо платите студиям, но никогда не доверяйте копирайтерам без проверки.
Автор статьи: Александр Павлуцкий, владелец рекламного агентства NX Agency
Другие статьи: