Совсем недавно Google ввел два новых атрибута ссылок: rel="sponsored" и rel="ugc", которые предоставляют вебмастерам дополнительные способы помочь Google понять природу возникновения ссылок.
- rel="sponsored"
- Атрибут спонсорства используется для идентификации ссылок на вашем сайте, которые были созданы в рамках рекламных, спонсорских или других соглашений о какой-либо компенсации.
- Пример использования: <a href="https://some-site.com" rel="sponsored">текст_ссылки</a>
- rel="ugc"
- Термин UGC означает "Пользовательский контент", а значение атрибута ugc рекомендуется использовать для ссылок в пользовательском контенте, таких как комментарии и сообщения на форуме.
- Пример использования: <a href="https://some-site.com" rel="ugc">текст_ссылки</a>
- rel="nofollow"
- Данный атрибут используется в тех случаях, когда вы хотите создать ссылку на страницу, но не хотите давать ей какие-либо преференции, в том числе передавать по ней ссылочный "вес" другой странице.
- Пример использования: <a href="https://some-site.com" rel="nofollow">текст_ссылки</a>
История возникновения атрибута rel="nofollow"
Атрибут rel="nofollow" придумал Google в еще 2005-м году, после чего его стал поддерживать и Яндекс, однако история эволюции данного атрибута у Яндекса и Гугла имеет свои отличия. Атрибут nofollow у обеих поисковых систем изначально предназначался для «выключения» ссылки из процесса ранжирования акцептора (страницы, куда ведет ссылка). Однако, позже, концепции измерения ссылочного веса в Яндексе и Гугле сильно разошлись и атрибут rel="nofollow" стал использоваться по-разному.
Традиционно, Яндекс более продвинут в вопросах ссылочного ранжирования, поскольку на постсоветском пространстве спам-индустрия получила более сильное распространение. Google же напротив, традиционно осторожен и не склонен применять инновации, пока их необходимость не станет очевидной.
Это в целом касается всех алгоритмов ранжирования. Яндекс тут впереди почти по всем вопросам и пальму первенства вряд ли отдаст. К примеру, поведенческие факторы Яндекс внедрил еще в 2009-м году вместе с Матрикснетом (https://yandex.ru/company/technologies/matrixnet), а Google официально отрицал их существование вплоть до 2014-года и только в 2019-м году также официально заявил об их использовании. Очевидно, реально поведенческие факторы начали использоваться Гуглом где-то в промежутке между 2014-2016.
По заявлениям Гугла, по ссылкам с атрибутом nofollow робот не переходит и PageRank они не передают, что до сих пор соответствовало действительности. Тот факт, что Гугл наконец-то разродился новыми атрибутами к ссылкам (rel="ugc" и rel="sponsored"), как раз и указывает на то, что и отношение к самому nofollow уже не такое как прежде.
Скорее всего Гугл пошел в этом отношении за Яндексом. Т.е. PageRank они также не передают, но вот переходить роботы по этим ссылкам однозначно будут, равно, как и влиять на PageRank донора (в зависимости от качества рекомендации). Запрет на переход роботу вообще выпадает из концепции индексации интернет пространства, а тем более оценки качества ссылки, которое предполагает смотреть, что находится на акцепторе. Рано или поздно это должно было произойти. В доказательство этого мнения, недавно в твиттере Google заявил (https://twitter.com/googlewmc/status/1171460946037858304), что использовать nofollow в качестве запрета для индексации можно будет до 1 марта 2020 года.
То есть можно однозначно говорить о том, что к этому сроку nofollow будет влиять на пейджранк донора. На самом деле так уже есть, но пока не гарантированно, что это коснется конкретного сайта.
О самом внедрении новых атрибутов Гугл объявил в своем Вебмастере: https://webmasters.googleblog.com/2019/09/evolving-nofollow-new-ways-to-identify.html.
Будут ли передавать вес ссылки в nofollow?
Мое мнение – НЕТ, потому что дословно «не переходить» означает, что поставивший ссылку НЕ несет ответственности за содержимое акцептора, а проще говоря, это рекламная ссылка и "я" не причем, просто денег хотел "срубить". Это очень распространенный мотив, так что если бы атрибута nofollow не существовало, то его следовало бы придумать. Так что если у вас ссылки именно в таком виде, то на вашем сайте ничего менять не нужно.
Ссылки ставятся с разными целями и в разной среде (которая влияет на поведение перешедших по ней), поэтому поисковикам крайне важно знать зачем и при каких условиях они ставятся. От этого зависит как они будут влиять на ранжирование как донора, так и акцептора.
В силу того, что контент социальных сетей и форумов принципиально отличается от контента на обычных сайтах и содержит в себе массу нерелевантного текста (особенно в комментариях), ссылки оттуда действуют на ранжирование акцептора и донора совершенно иначе. Поисковики не анализируют текст в соцсетях, уровень шума слишком велик и невозможно понять насколько ссылка релевантна исходному посту и вообще теме обсуждения его в комментариях.
Т.е. в соцсетях и на форумах важно не то откуда стоит ссылка и релевантна ли она тексту, а кто именно персонально эту ссылку поставил. Грубо говоря, является ли поставивший ссылку лидером мнения касательно того что он рекомендует по анкору ссылки и насколько.
В зависимости от ранга конкретного пользователя (поисковик идентифицирует личность) и его персонального досье в поисковой системе со списком его интересов и предпочтений, и определяется PageRank, который следует назначить акцептору и сколько следует назначить донору (за то, что именно отсюда произошло перенаправление).
Примечание: Не случайно применен термин «назначить». Дело в том, что ссылочный вес не перетекает от донора к акцептору, как думают большинство оптимизаторов. Он назначается и донору, и акцептору.
Именно поэтому гугл и хочет знать откуда поставлена ссылка. С соцсетями проще, поскольку поисковик и так знает, что это за ресурс, а вот с блогов и форумов новый атрибут rel="ugc" актуален.
Для остальных типов контента следует применять атрибут rel="sponsored", который подскажет гуглу, что оценивать анкор ссылки следует по привычной схеме, т.е. на основе его релевантности странице и "пакету" связанных слов в околоссылочном окружении. Наличие атрибута rel="sponsored" также явно указывает на то, что ссылка рекламная и поисковик будет точно знать, что вы за нее получаете денежное вознаграждение.
В реальных партнерских ссылках атрибут использовать категорически нельзя.
Стоит ли ожидать расширения линейки атрибутов в дальнейшем?
Несомненно, поскольку требуется зашифровать еще много оттенков мотивации установки ссылок для разных ситуаций. На мой взгляд, количество атрибутов для соцсетей не обойдется одним.
Гуглу не выгодно вводить сильно много атрибутов и вообще настроек, потому что настройками пользуются только оптимизаторы. Это поддерживает SEO индустрию, а значит Гугл сам себя лишает части прибыли. Яндекс традиционно жаден, он вообще против всяких настроек и чем их меньше, тем для него лучше. Но тут как раз такой случай, когда и Яндексу придется вводить нечто подобное.
Евгений Тарасов, специально для SiteAnalyzer
Другие статьи: